Серийный автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1971 года.

Прототипом базовой модели ВАЗ-2101 стал представленный 2 апреля 1966 года, и впоследствии получивший титул «Автомобиль года», FIAT-124. Кстати, интересный факт — на FIAT-124 дверные ручки были выступающими. На ВАЗ-2101 они были уже иной конструкции — «утопленными» в дверцу. Почему-то у нас принято называть «фиатовскими», хотя вначале они появились на «Жигулях», а потом уже и на ФИАТах.

В апреле 1971 года «копейка» впервые появилась на мировом рынке. С коммерческой точки зрения торговое название «Жигули» оказалось неудачным — для ряда иностранных языков оно было, мягко говоря, неблагозвучным: например, название «Жигули» было созвучно арабскому «Джигуль» — вор…

Поэтому экспортный вариант ВАЗ-2101 окрестили теперь уже хорошо знакомым за рубежом именем «Лада». Свыше 57 тыс. автомобилей были отправлены в страны Социалистического содружества — ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию. Вскоре «Лады» появились на дорогах ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Египта и Нигерии.

Автомобиль ВАЗ 2101

На зимнем (1971г.) командном чемпионате СССР по ралли малоопытные вазовские гонщики наделали много шума — на скоростных участках они легко «обставляли» маститых коллег, выступавших на широко распространенных тогда «Москвичах» и «Волгах». ВАЗ-2101 настолько сильно проявил себя в спорте, что даже был организован новый класс «Жигулей» на кольцевых автогонках чемпионата страны.

В октябре 1971 года тольяттинцы отпраздновали первый международный успех. В европейском ралли «Тур Европы-71» советской команде, выступающей на автомобилях ВАЗ 2101, был вручен «Серебряный кубок». Эта гонка, проходившая по территории 13 стран и имевшая протяженность 14 тыс. км, стала хорошей рекламой для советской малолитражки. Таким же, не менее блестящим, было выступление тольяттинской (читай: советской) команды в ралли «Тур Европы-73». За рулем все тех же ВАЗ-2101 она завоевала «золотой» и «серебряный» кубки.

Автомобиль ВАЗ 2101 Автомобиль ВАЗ 2101

Автомобиль ВАЗ-21011 «Жигули» (на крайней справа фотографии) является модификацией базовой модели автомобиля ВАЗ-2101. Внешние отличия от 2101 заключались в отсутствующих клыках на бамперах, появились дефлекторы на задних стойках кузова, изменились задние фонари, фонарь заднего хода стал размещаться справа, под задним фонарем, ставилась иная передняя панель с решеткой радиатора, имеющая 4 прорези над бампером. Модификации ВАЗ-21013 и ВАЗ-21016 внешне не отличаются от автомобиля ВАЗ-21011. Для экспорта в страны с левосторонним движением существовали модификации с правым рулем, которые обозначались, соответственно ВАЗ-21012, ВАЗ-21014. На автомобиль ВАЗ-21013 устанавливается двигатель модели 2101, а модификация «21016», имела двигатель 2106, оснащенный карбюратором 2105. У всех модификаций кузов закрытый цельнометаллический несущий типа «седан» с улучшенной отделкой передней декоративной решётки. Сиденья более комфортабельны с обивкой из искусственной кожи.

Отдельного упоминания заслуживает пластмассовая модели ВАЗ-2101 белорусского производства, выпускавшаяся во времена СССР. Вся нижеследующая информация предоставлена Василием Городным (г.Ровно):

«Визуально модель очень напоминала ВАЗ-21011, даже четыре отверстия под решеткой, правильный бампер без «клыков», вентиляционные решетки-дефлекторы на стойках крыши, правильные фонари, но сделанные заодно с кузовом и покрашенные краской. А теперь нюансы: в сравнении с каноническим ВАЗ-2101, у этой «модели», размеры салона практически совпадали, проработка такого же уровня, только руль был в цвет салона. Капот и багажник… А вот тут начинается самое интересное, если ставить эти два ВАЗа вместе, то пластмассовый был на 12 мм короче!!! Капот был короче на 5,6 мм, а багажник на 4 мм, оставшаяся разница приходилась на бампера. Как следствие, стандартные колеса не могли поместиться в «куцые» ниши, и были значительно меньше, представляя собой цельнолитые болванки диаметром 7 мм с «КамАЗовской» (!!!!) «звездочкой», имитирующей диск! Днище же было по характеру идентичным ВАЗ-2101, но, на удивление, более интересно проработано.»

Также можно упомянуть о модели ВАЗ-2101, выпускавшейся в СССР в Минске. Модель была металлической, открывались передние двери. Масштаб примерно 1/60. Помимо представленного на фотографии, также выпускались варианты «милиция», «скорая помощь».